Упоминания о почте встречаются в письменных памятниках тысячелетней давности, однако государственная регулярная почтовая связь России ведет свое начало с реформ Петра Великого. В 1693 году в Архангельске была заложена первая российская судостроительная верфь, и для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском Петр I издал Указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва – Переславль Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Вологда – Архангельск. В Указе регламентировались условия перевозки почты, оснащение постоялых дворов (ямов), ответственность за сохранность почты, форма одежды ямщиков, условия подбора кадров, обязанности по строительству и содержанию дорог. Наладить регулярное почтовое сообщение предписывалось Наместнику Северной Земли, резиденция которого находилась в Ярославле.
Спустя 300 лет, учитывая роль российской почты в историческом развитии российского государства, Указом Президента Российской Федерации от 16.05.94 №944 был установлен праздник – День российской почты, ежегодно отмечаемый во второе воскресенье июля. Сегодня наряду с традиционными услугами федеральной почтовой связи получили широкое развитие новые услуги: электронная, гибридная и ускоренная почта, реализация печати и других товаров в розницу, прием коммунальных и муниципальных платежей, посылочная торговля, рассылка рекламных материалов, перевозка грузов, ксерокопирование и ламинирование документов, фотоуслуги и многие другие. Услуги почты предоставляются в более чем 40 тысячах отделений почтовой связи. Для перевозки почты используется свыше 450 почтовых вагонов, около 17 тысяч машин, 364 авиарейса.
Почтовики России принимают, обрабатывают и доставляют более 1 млрд. писем, 3 млрд. печатных изданий, 12 млн. посылок, 44 млн. денежных переводов в год.
|